Тусовка в королевстве Подъем сквоттинга в Англии с 1960х годов был вызван острым жилищным кризисом в Лондоне. Остров Ее Величества совсем небольшой, а народ там тусуется со всей Европы. При всем этом жилищном кризисе в Англии находится около 600,000 пустующих помещений, в которых могут жить люди. Такие места и становятся объектом сквоттинга. В один прекрасный день или под покровом ночи сквоттеры взламывают дверь, врезают в нее замок со своим ключом и поселяются на пустующей территории, объявляя ее своей.
Далее очищают помещения, затаскивают мебель и начинают жить, оплачивая счета за электричество, газ и воду. Зачастую сквоттеры устраивают в захваченных помещениях студии или клубы, кафе, концертные площадки. Сквотами становятся также закрытые в ожидании реконструкции бассейны и производственные помещения.
Нужно сказать, что сквоттеры – это целая организация со своими штаб-квартирами, клубами, ресторанами. Организация ASS* (Advisory Service for Squatters), при всей оригинальности аббревиатуры включает в себя бесплатных адвокатов, телефонную службу поддержки, имеет офис в Лондоне на St. Paul’s Road и веб-сайт. ASS существует уже 30 лет и выпускает сквоттерский журнал. Ее адвокаты представляют сквоттеров в судах, помогают новичкам найти жилье и учат вскрывать замки.
* АSS – аббревиатура в переводе с английского языка обозначает «осел», «дурак», «задница». Инструкция по применению Держится сквоттинг на законе, уходящем корнями в XIV век. Согласно закону (в последней своей поправке – это параграф S.12A УК от 1977 г.), никто не может насильно проникнуть на территорию, на которой ты поселился, без письменного постановления суда, если ты препятствуешь проникновению. Одним словом, если кто-то стучится к тебе в дверь, а ты ему не открываешь, то войти без ордера он не может. Даже если это полиция. Иначе ты можешь подать на этого человека в суд и присудить ему штраф до 5,000 фунтов и тюремное заключение до 6 месяцев.
Пустующую государственную квартиру очень легко идентифицировать по навесной железной двери. Управдомы вешают такую дверь для защиты от вандализма. Сквоттеров такое препятствие не останавливает и дверь вскрывается всеми способами, популярными в уголовном мире.
Взлом - деяние уголовно наказуемое, но только в определенных пределах. Если ты вломился в квартиру, где кто-то живет и просто уехал в отпуск, ты – преступник. Если же квартира пустует и тебя не застукали при взломе двери, то врезай свой замок и живи. До постановления суда, конечно. «Правила Сквоттеров» рекомендуют: во-первых, убедиться, что потенциальный сквот пуст уже 2-3 месяца, во-вторых, не попасться на глаза свидетелям и полиции во время
«заселения» и, в-третьих, врезать свой замок. Дальше подключаешь газ, электричество и получаешь счета на новый адрес, либо посылаешь сам себе письмо – вот тебе и доказательства «легального» проживания. Если тебя нет дома, а кто-то стучится – дело другое. Хозяин помещения может взломать дверь твоего сквота в твое отсутствие (то есть сделать то же самое, что сделал ты) и врезать свой замок. После этого уже ничего не докажешь, так что правило сквоттеров № 1 гласит: «В сквоте всегда должен находиться кто-то с 9 утра до 5 вечера». Это как раз то время, когда управдомы на работе.
В течение первых нескольких дней хозяин или управдом обязательно заметит исчезновение железной двери и нанесет визит. Он будет кричать и колотить в дверь. Главное при этом – дверь не открывать, иначе действие закона о «сопротивлении проникновению» автоматически снимается, а вместо этого вежливо сообщить через отверстие для почты, что ты занимаешься легальным сквоттингом, законы знаешь (лучше процитировать) и вызовешь полицию в случае взлома двери. Работает отмазка очень хорошо, управдомы поколотят в дверь и уйдут... но могут приходить еще и еще, проверяя, дома ли вы, и действуя вам на нервы до тех пор, пока не найдут других жильцов. До того времени могут пройти месяцы бесплатного проживания, но уж если появляются новые жильцы, то надо съезжать. Этому, как обычно, предшествует очередной визит управдома. Тот, как правило, заявляет, что в эту квартиру скоро въедут другие люди, и что пора поганым сквоттерам выметаться. Можно проигнорировать заявление, но в любом случае начать искать очередной сквот.
Многие сквоттеры добивались получения государственной квартиры, если на момент выселения из сквота стояли в очереди на жилье. «Я стою в очереди на квартиру уже три года, моей семье негде жить, приходится заниматься сквоттингом, а вы нас и отсюда выкидываете? Куда мы пойдем?» - такими претензиями можно добиться получения квартиры вне очереди.
Некоторым даже удавалось оставить помещение за собой, и они переходили в разряд абсолютно легальных жильцов. Если ты прожил в сквоте 12 лет, то по закону он автоматически становится твоим собственным домом.
«По нужде» и «идейные» Делятся сквоттеры на 2 категории: «сквоттеры по нужде» и «идейные». «Сквоттеры по нужде» – это беженцы, эмигранты, угнетенные соседями семьи (и такие бывают), а также совсем опустившиеся люди (бомжи).
«Идейный сквоттер» – это человек, которому просто лень работать так много, чтобы платить за жилье. Обычно это проходит с возрастом, детьми и свалившейся с неба высокооплачиваемой работой. Многие из «идейных» занимают библиотеки, пабы, бассейны и другие пустующие публичные помещения, создавая в них студии, кафе и штаб-квартиры.
Самый известный сквоттерский кооператив включал в себя целый кластер улиц в районе London Fields на востоке Лондона. В нем жили свободные художники, студенты, безработные и даже офисные работники.
Кстати, сквоттер – переменное состояние. Сегодня ты студент, и у тебя есть деньги на жилье, а завтра ты все инвестировал в паббинг, и тебе пришлось переехать в сквот. Послезавтра папа с мамой прислали деньги, и ты опять снял квартиру, но деньги снова кончаются, и ты опять вскрываешь сквот. От этого ты не перестаешь быть студентом и даже зачастую «интеллигентным» человеком.Счастливые истории
В 2007 году выяснилось, что 70-летний ирландский бродяга Гарри Хэллоус 21 год назад самовольно поселился на окраине роскошного лондонского района Hampstead Heath, и поэтому теперь законно является владельцем участка, рыночная стоимость которого составляет внушительные 2 млн фунтов стерлингов. Как сообщила The Daily Mail, имя Гарри Хэллоуса, живущего на своем участке с 1986 года, уже вписано в земельный кадастр.
История с Хэллоусом всплыла на свет в 2005 году, когда девелопер Dwyer Asset Management, не подозревая о существовании Гарри Хэллоуса, собрался отгрохать на пустующем участке апартаменты. Сквоттера попытались было выселить, но лондонский суд, самый справедливый в мире, разобрал дело и установил, что права гражданина, пусть и бродяги Хэллоуса, злостно нарушают, ибо он является законным владельцем земли.
Несчастливые истории В прошлом году в Ленинский районный суд Северной столицы поступило исковое заявление от экс-милиционера Андрея Пугина о признании за ним права собственности на квартиру. По версии Пугина, в 1993 году его направили организовать засаду в квартире площадью 92 кв.м., расположенную в Адмиралтейском районе. Ее владелец был похищен и убит «черными риэлторами», и милиция ожидала появления преступников в квартире. Так как приказ о засаде не был отменен, ему пришлось переселиться в квартиру. Впоследствии к нему присоединилась его жена, у них родился сын. Представители истца утверждали, что Пугин владел квартирой «добросовестно, открыто и непрерывно» . Истец также говорил, что все это время исправно платил коммунальные платежи.
Право Пугина на квартиру оспаривала администрация Адмиралтейского района. Ее представители заявили, что в местном ЗАГСе отсутствует запись о смерти хозяина квартиры и все коммунальные счета оплачивались от его имени. В связи с этим власти подвергли сомнению утверждение о том, что Пугин владел жилым помещением открыто.
Мотивы решения суда, отклонившего иск Пугина, так и остались неизвестны.
О. Князева по материалам tusovo.com, lenta.ru
Фото:
croydonadvertisernewsblog.wordpress.com * АSS – аббревиатура в переводе с английского языка обозначает «осел», «дурак», «задница».