Идея в чистом виде
Впервые разрабатывать проект «активного дома» начали европейцы. Задача стояла изобрести такое сооружение, которое в летнюю жару аккумулировало бы прохладу в помещении, зимой, наоборот, – тепло. Чтобы были максимально освещены все его помещения (в идеале – естественным светом), а расход воды и энергии, потребляемых его жителями через городские сети, стал меньше. То есть жилье должно быть энергоэффективным и хорошо бы еще – «умным». Ну и век расцвета информационных и цифровых технологий не мог не оставить свой отпечаток на изобретении: конструкторские умы наделили свое творение компетенцией регулировать и поддерживать микроклимат, благоприятный для проживания.
Что получилось? Во-первых, архитектура нового типа жилья изменилась с учетом особенностей окружающей среды. Его крыша выглядит довольно необычно: северный скат вполовину короче южного, уклон кровли составляет 50-55 градусов. Стены, естественно, сооружены из дерева - нетеплопроводного, экологически чистого материала. Окон стало больше, они занимают 40% площади внешних стен и крыши. Для лучшей инсоляции большую часть окон поместили, разумеется, с южной стороны. Во-вторых, отопление в «активном доме» используют геотермальное, т.е. обогревают помещение теплом из-под земли. А электроэнергию получают от солнечных батарей или ветряков. В-третьих, чтобы расходовать меньше питьевой воды, предлагается для технических нужд использовать дождевую или талую. В качестве дополнительных установок жилье нового поколения оснастили системой подогрева технической воды, системой проветривания с обогревом потоков свежего воздуха, поступающего с улицы. Ну и, конечно же, системой «Умный дом», что позволяет поддерживать в доме комфортную температуру, влажность, степень освещенности и др. В результате тестирования своего теремка разработчики пришли к выводу, что экономия затрат на коммунальные ресурсы может составлять до 90%.
«Активный дом» по-русски
В 2011 году европейские разработки впервые применили российские строители. «Активный дом» по образу и подобию соорудили в Подмосковье. Вот только он получился не такой прогрессивный, как его зарубежный собрат, из-за дороговизны технологий и оснащения. Строительство россйского дома «под ключ», с мебелью и придомовым благоустройством обошлось в 30 млн. рублей. Поселили в нем экспериментальную семью, чтобы отследить затраты и количество потребляемых энергии и воды. В итоге эксплуатационные расходы получились в 10 раз ниже. «Это достигается в первую очередь за счет уменьшения теплопотерь здания,- объясняет кемеровский строитель Сергей Мигаль. - И это значимая составляющая, особенно для климатических условий Сибири. Если возводить такой дом у нас, его необходимо будет адаптировать, а точнее - усовершенствовать». Потребуется качественный утеплитель. Самый подходящий, по мнению Сергея, - это базальтовые маты. Их производят в Кузбассе, потому они доступны по цене. С другой стороны, они выгодно отличаются от пенопластовых блоков своими характеристиками. В пенопласте настораживает хоть умеренная, но все же токсичность материала. Разлагаясь, он выделяет вредные вещества, которые имеют свойство накапливаться и вызывать серьезные заболевания, такие как астма или рак. Другой его большой минус – горючесть. К тому же, мыши не прочь прогрызть в нем домик для себя, тем самым превращая пенопластовый утеплитель в бесполезную с течки зрения теплосбережения труху.
«Есть еще один эффективный утеплитель - пеностекло, - рассказывает Владимир Пыж, генеральный директор архитектурно-консалтинговой компании. - Но стоит он дороже базальта за счет своей новизны. Сохраняет тепло так же хорошо, как пенопласт, но его преимущество в том, что он изготовлен из природного сырья. И если планировать возвести «активный дом» в Кемерове, то начать стоит с выбора утеплителя – это действительно самое важное!»
В использовании строительного материала наши эксперты тоже предложили разные варианты: это либо дерево, поскольку имеет низкую теплопроводность, либо газобетон или пенобетон, которые обладают повышенной теплоэффективностью, к тому же могут выполнять функцию несущей конструкции. «Кстати, о конструкции. «Активный дом» – это строение, которое не наносит вред природе, а чтобы соблюсти этот пункт, лучше использовать в качестве фундамента винтовые сваи».
Теперь о тепле: геотермальное отопление даже в суровые сибирские зимы, по мнению нашего собеседника, строителя Сергея, вполне эффективно. Другое дело, что сделать его безумно дорого: цена вопроса колеблется от 400 до 600 тысяч рублей в зависимости от площади помещения. «Да и в общем получается, что затраты на установку системы окупятся минимум лет через тридцать, - говорит архитектор Владимир. - А до того времени можно радоваться, что потребляет ваш тепловой насос 1 кВт, а выдает 10кВт. И главное – не выбрасывает в атмосферу углекислый газ».
Дальше – окна. Устанавливать их много в гипотетическом кемеровском «активном доме, - пожалуй, не вариант. «В этом случае все затраты на обогрев и утепление вылетают в окно, - уверяет Сергей Мигаль. - Просчитать, сколько окон в самый раз, теоретически сложно, более точные расчеты делают на экспериментальных площадках, а таковых у нас, к сожалению, нет».
Как сохранить тепло, выходящее через окна, пока не придумано, зато есть технология напыления специального вещества для отражения ультрафиолетовых лучей. Но это может быть полезным только в редкие жаркие дни нашего непродолжительного лета. «Единственное, что защитит зимой, - вступается за окна Владимир Пыж, - это пятикамерные профили с трехкамерным стеклопакетом. И между ними должен быть не вакуум, а аргон или другой газ».
С альтернативными источниками энергии при постройке «активного дома», по мнению моих собеседников, тоже будут проблемы. Как солнца у нас не достаточно, чтобы зарядить батарею, так и ветра – для ветрогенераторов.
Почему у нас нет «активных домов»
На этот вопрос мы попросили ответить представителя известной в городе компании-застройщика, которая на своих объектах пытается опробовать некоторые полезные изобретения. Александр Савостьянов отметил, что кемеровские застройщики прежде всего используют проверенные технологии строительства. Это монолит-кирпич (немецкая технология, адаптированная под наш регион), обязательно утепленный фасад, пластиковые современные окна. «Кое-что из новых систем мы тоже стараемся применять, - замечает Александр. - Мы используем систему циркуляции воздуха с подогревом, она себя неплохо зарекомендовала, но, конечно, ее установка и обслуживание дорого стоят. Мы ставим энергосберегающие лампы – кажется, мелочь, но экономия ощутимая. Датчики движения в подъездах или у парадной частного коттеджа тоже эффективны. Помогает экономить на теплоснабжении автоматическая регулировка подачи тепла в зависимости от атмосферной температуры. Недавно мы установили солнечную батарею на крыше одного из новых многоквартирных домов - решили посмотреть, насколько она окажется полезной, хотя бы для освещения подъездов, весной планируем вынести вердикт». Для своих клиентов у застройщика есть и такое предложение, как единые кнопки обесточивания электричеством квартиры или дома и отключения холодной и горячей воды. Штука удобная – в отсутствие хозяев поломка сантехники, к примеру, не выльется в квартирный потоп. Правда, позволить себе такую кнопку могут только обеспеченные люди. В этом-то и кроется одна из причин медленного внедрения новых технологий и систем. Удовольствие это дорогое, опробовать, кроме как на частниках, больше негде, а заплатить большие деньги только чтоб попробовать не каждый готов. «Государственных дотаций на испытания современных изобретений у нас тоже нет по той же причине – дороговизна оборудования нивелирует всю его пользу. В некоторых странах, где новинки более доступны, власти поддерживают развитие коммунального обслуживания».
Будет ли в Кемерове свой «активный дом», зависит только от энтузиастов, которые осознали пользу и готовы инвестировать в будущее, но не только ради личной выгоды, а для сохранения природы для своих потомков.