Новостройки (529/430) Квартиры (7137/3384) КГТ (1382/283) Коттеджи/Дома/Дачи (1043/854) Участки (93/2) Гаражи/Погреба (163/128) Коммерческая недвижимость (761/228)
  —  000
  —  м2
В городе Где
Уточнить местоположение

Поиск может осуществляться по адресу ИЛИ по району.

Заводский
Микрорайон
Жилой комплекс
Кировский
Микрорайон
Жилой комплекс
Ленинский
Микрорайон
Жилой комплекс
Рудничный
Микрорайон
Жилой комплекс
Центральный
Жилой комплекс
Сбросить
Можем предложить 11108 объявлений

Почему в Кузбассе так мало социальной рекламы?

  1930 
2461 день назад
Мы встречаем рекламу повсюду. Вдоль дорог стоят щиты, обещающие грандиозные скидки, на домах висят плакаты, рекомендующие, какой канал посмотреть, из колонок в торговом центре приятный голос рассказывает про какой-нибудь магазин. Но при этом так мало щитов, баннеров, плакатов, роликов, которые не навязывают какие-то товары либо услуги, а заставляют задуматься. Мало социальной рекламы. А ту, что есть, почти никто не замечает. Почему все так печально в сфере социальной рекламы, эксперты пытались выяснить за круглым столом, проведенным членами  Общественной палаты Кемеровской области.

М. Гершун
С чего все начиналось
В России социальная реклама появилась в 90-х годах, если, конечно, не брать во внимание советскую идеологическую пропаганду.
Наверняка большинство людей старше 20 лет и сейчас прекрасно помнят нашумевший ролик «Позвоните родителям». На экранах наших телевизоров он появился в 1994 году и стал настоящим открытием для зрителей. Во-первых, это было неожиданно и не похоже на обычные телевизионные продукты, а во-вторых, это был креатив. Таким образом, ролик стал фактически первой социальной рекламой в нашей стране.
С тех пор прошло почти 20 лет. Однако, по мнению представителей рекламных агентств, сейчас с социальной рекламой дела обстоят немногим лучше, если не хуже, чем на заре ее появления.
- В последнее время социальная реклама становится все более популярной в России, однако, несмотря на это, наша страна отстает в этом отношении от западных стран, - говорит секретарь Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик. - На Западе главным заказчиком социальной рекламы является государство. Например, в Америке даже есть специальный совет, который координирует этот вопрос. В России в 2003 году появился «Союз создателей социальной рекламы». Но это, конечно, не решило проблему. Например, в России на социальную рекламу в год выделяется немногим больше 20 миллионов долларов. Сравните: в Америке на эти же цели запланирована сумма в 700 миллионов долларов.
Кроме того, в Европе и США уже давно обращаются к социальной рекламе в рамках PR-кампаний. У нас, увы, единственным заказчиком социальной рекламы является государство. Для многих предпринимателей в России данное явление по-прежнему воспринимается как диковинка или блажь.

И. Рондик
- По статистике, 51% россиян хочет видеть рекламу здорового образа жизни, укрепления правовых норм, пропаганду донорских акций. Вот мы и пытаемся сделать такую рекламу, - добавляет Ирина Рондик. - И нас спрашивают: а является ли это социальной рекламой? Или это обычная реклама и за нее надо платить? Увы, если у предпринимателей есть задача получить как можно больше прибыли, они будут искать для этого все пути.

Реклама или не реклама?
Действительно, хороший вопрос. Каким образом людям, которые должны выделять время в эфире, место в газете или отдавать под социальную рекламу баннер, определить, что речь идет именно о социальной рекламе, а не о замаскированной коммерческой?
- В федеральном законе «О рекламе» очень расплывчато сформулировано само понятие «социальная реклама», четко не разграничены признаки коммерческой и социальной рекламы, что дает возможность трактовать это понятие каждому по своему усмотрению, - отмечает директор рекламного агентства «Пирамида», резидент Кузбасского медиаклуба Марина Гершун.
 По ее мнению, многие проблемы связаны именно с этой юридической неточностью.
Впрочем, в УФАС по Кемеровской области свое мнение на этот счет.
- В соответствии с нормами закона,  социальная реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Закон трактует все однозначно, - говорит начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС области Елена Каминская. Это реклама, которая побуждает не к покупкам, а к поступкам.
Такое вполне конкретное объяснение в законе привело еще к одной проблеме. Не так давно УФАС Кемеровской области признали незаконным размещение на баннерах поздравлений и признаний в любви. Некоторые отреагировали с одобрением, мол, нечего город портить своими безвкусными плакатами. Другие, наоборот, расстроились: почему это нельзя красивые и добрые слова близкому человеку разместить на центральной улице города большими буквами?
На самом деле, тут дело не в вопросах вкуса. Просто рекламные агентства по закону могут размещать либо коммерческую рекламу, либо социальную.
- Данный вид информации не относится ни к той категории, ни к другой, - поясняет Елена Каминская. - К социальной рекламе это нельзя отнести, потому что обращения направлены к какому-то конкретному лицу. Значит, и размещать запрещено.
Решение проблемы представляют все относящиеся к данной сфере: и рекламщики, и антимонопольщики. Если бы законом был определен, как-то назван и, конечно, разрешен такой вид рекламы, то вешайте признания в любви хоть по всему городу. А пока такие плакаты будут вне закона.

Качество или количество?
Когда становится ясно, что такое социальная реклама, сразу бросается в глаза, что ее действительно мало. Навскидку вспомнить хоть какой-то ролик или плакат с улиц родного Кемерова очень тяжело. В чем дело? Ее настолько мало или она такого качества, что ее просто не замечаешь?
Эксперты сходятся во мнении, что верны оба утверждения.
- Сейчас не работает ни коммерческая, ни социальная реклама, – считает главный художник города Новокузнецк Александр Архиповский. – На июнь в Новокузнецке план по социальной рекламе был выполнен на 130%, однако отклик она имела такой же, как речи на съезде КПСС. Все дело в отсутствии профессионалов.

А. Архиповский
По мнению Архиповского, проблема социальной рекламы в том, что ее делают не качественно, она не «цепляет», поэтому, даже если увеличить объем продукта, то результат не изменится.
- Вот сравните два вида рекламы – ребенок, который просит папу: «не кури» и мужчина, тушащий сигарету о спину ребенка. Хорошая реклама будет где-то посередине. Она должна привлекать внимание. Социальную рекламу оплачивает город. Но она должна быть эффективной, чтобы деньги из бюджета не уходили в никуда.
Выходит, что для того, чтобы социальная реклама давала результат, нужно не увеличивать ее объем, а улучшать ее качество? И проблема не в законодательстве, а в том, что в области просто не хватает профессиональных художников, креативщиков, рекламщиков?
Директор института визуальных искусств Кемеровского государственного университета культуры и искусств Татьяна Казарина предлагает решать эту проблему за счет молодых специалистов. Так, в вузе проводятся конкурсы на тему социальной рекламы. Студенты создают плакаты, листовки, придумывают новые проекты. Однако, чаще всего эти проекты дальше городского конкурса не проходят. А работать «в стол» даже студенты не хотят…
- Студенты - это, конечно, хорошо, - комментирует Александр Архиповский. – Но они могут только привнести свой свежий взгляд, набросать идею. Доводить до ума рекламу должны опытные люди.

«Открыть рот и закрыть»
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что сами объемы социальной рекламы совсем не велики.
- Рекламы в печатном издании должно быть не более 40%, - рассуждает начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области Валерий Жаронкин. – Социальной рекламы – еще меньше. Несколько процентов от 40% для печатного СМИ – это очень мало.
С телевидением ситуация такая же. 15 минут в час выделяется на рекламу. 9 минут уходит на федеральные ролики. В общем, того времени, которое положено на социальную рекламу, хватит только на то, чтобы открыть рот и закрыть.


В. Жаронкин
Так, по мнению Валерия Жаронкина, размещать больше социальной рекламы в нынешних условиях очень сложно. Выходит, что социальная реклама сейчас и в Кузбассе, и в России в целом находится в довольно плачевном состоянии. Проблемы есть и с юридической стороной вопроса, и с наличием идей, и с авторами этих идей, и с размещением самой рекламы. Но хорошо хотя бы то, что все, кого касаются вопросы рекламы, задумываются об этом.
Фото: предоставлены экспертами

Журналист: Наталья Хахилева