Новостройки (225) Квартиры (4607/104) КГТ (735/41) Коттеджи/Дома/Дачи (742/55) Участки (82/21) Гаражи/Погреба (91/4) Коммерческая недвижимость (828/262)
  —  000
  —  м2
В городе Где
Уточнить местоположение

Поиск может осуществляться по адресу ИЛИ по району.

Заводский
Микрорайон
Жилой комплекс
Кировский
Микрорайон
Жилой комплекс
Ленинский
Микрорайон
Жилой комплекс
Рудничный
Микрорайон
Жилой комплекс
Центральный
Жилой комплекс
Сбросить
Можем предложить 7310 объявлений

Электронные сделки с недвижимостью: все за и против

  636 
43 дня назад

При покупке квартиры к новому собственнику от предыдущего владельца переходят все права на недвижимость. Их через специальную процедуру регистрации за ним закрепляет государство. Сделку с квартирой можно зафиксировать офлайн, придя с документами в отделение Росреестра или МФЦ, а можно остаться дома и воспользоваться онлайн-сервисом. Какие опасности подстерегают участников онлайн-сделки и как вообще в России работает электронная регистрация недвижимости, читайте в этом материале.

Почему нельзя обойтись без электронной подписи

Обязательное условие проведения онлайн-сделки – наличие у ее участников электронной подписи – цифрового аналога обычной, сделанной от руки. Ее оформляют в особых центрах, аккредитованных министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Для изготовления подписи вам нужно собственноручно предъявить паспорт и карточку СНИЛС (страховое свидетельство государственного пенсионного страхования). Ближайший удостоверяющий центр легко обнаружить прямо на сайте министерства.

Есть два вида электронных подписей:

  • Простая, с низкой степенью защиты. Ее нельзя считать аналогом той, которую вы рисуете ручкой на бумаге. Чаще всего простая подпись используется компаниями в стандартном документообороте.
  • Усиленная – юридически соответствует подлинной подписи человека. Именно она нужна для заключения сделок с недвижимостью. Как раз такая подпись и делает электронный документ законным и подлинным.

Помимо наличия электронной подписи, нужно еще и заранее уведомить Росреестр о том, что вы согласны обмениваться всей документацией в электронном формате. Для этого в Росреестр или все в тот же МФЦ подается заявление. Без него электронные документы будут просто отклоняться.

Технологии и электронное право

Если жилье приобретено и договор купли-продажи подписан, то необходимо сыграть заключительный аккорд – оформить недвижимость на себя, то есть зарегистрировать право собственности. До недавнего времени это можно было сделать одним-единственным способом: принести документы в Росреестр или МФЦ и подать их в нужное окошко, а в назначенный специалистом срок получить обратно вместе со свидетельством, подтверждающим право обладания собственностью.

Сегодня вы можете не выходя из дома поместить отсканированные документы на интернет-ресурс Росреестра. Подтверждение регистрации права собственности придет на указанную вами электронную почту в виде выписки из единого госреестра недвижимости (ЕГРН). В ней будет сказано, что отныне вы являетесь собственником квартиры. Кроме того, получите на руки договор купли-продажи с электронной отметкой о присвоении вам государством права собственности.

Если квартира куплена в новом доме, то Реестр также поставит отметку, только уже на договоре долевого участия.

Регистрируем электронную сделку: варианты и участники

Поговорим для начала о плюсах электронного оформления права собственности. Во-первых, оно упрощает процесс покупки квартиры. Сделка заключается дистанционно: стороны могут не встречаться и оставаться в разных городах или, что тоже бывает, странах.

Во-вторых, электронная сделка экономит время. Например, в Кузбассе она занимает всего четыре дня.

Вы можете участвовать в электронных сделках самостоятельно или привлекать на помощь посредников – банки (при оформлении ипотеки), агентства недвижимости, компании-застройщиков и нотариусов. Разумеется, при наличии у них специального соглашения с Росреестром.

За посредничество в заключении электронной сделки придется заплатить около 10 000 рублей, и это без госпошлины, которую придется внести дополнительно. Зато сделка будет оформлена банком, что называется, под ключ, включая и регистрацию электронных подписей.

Застройщики обычно берут за помощь меньше денег. У всех компаний цена разная. Но будьте готовы заплатить около 5 000 рублей.

Если сделка заключается дистанционно, регистрацию права собственности в электронном виде может оформить нотариус. Когда покупатель и продавец находятся далеко друг от друга, договор удостоверяется электронными подписями обеих сторон. Свою усиленную электронную подпись ставит и нотариус. И уже после этого передает всю информацию в Росреестр.

Обратите внимание, что в случае участия в сделке нотариуса покупателю и продавцу достаточно поставить на договоре простые электронные подписи. Оформлять усиленные квалифицированные подписи уже не придется. Достаточно того, что нотариус заверит договор своей. Он обеспечит и срочное оформление права собственности – один день. Нотариус имеет право на оперативное оформление документов по закону.

Кстати, участие в сделке нотариуса дает некоторую гарантию защиты. Так что последний вариант регистрации права собственности наиболее предпочтителен.

Услуги посредника в этом случае тоже придется оплатить. Минимальная стоимость работы нотариуса – 5 000 рублей. Но может оказаться и больше, так как все зависит от суммы сделки.

Вы, конечно же, имеете полное право не привлекать к заключению сделки третьих лиц, а все сделать самостоятельно: подписать электронной подписью договор, заполнить на сайте Росреестра заявку и тоже заверить ее подписью, а еще оплатить в банке 2 000 рублей госпошлины. После чего все документы (паспорта продавца и покупателя, договор купли-продажи, выписка из ЕГРН, где зафиксировано право собственности на квартиру продавца и т. д.) в формате PDF загрузить на сайт Росреестра. Специалисты проверят документы. Если вы все сделали правильно, сделка регистрируется и данные в ЕГРН меняются – подтверждается переход права собственности на квартиру к покупателю.

Электронная сделка – это опасно?

В целом сделки, заключенные в электронным способом, признаются специалистами безопасными. Однако стоит учитывать некоторые нюансы. В ряде случаев этот вид сделок имеет ограничения.

Например, не все сделки можно заключать дистанционно. В частности, такая возможность недоступна при оформлении военной ипотеки, участии в купле-продаже несовершеннолетних граждан и большом количестве взрослых участников сделки. В электронном формате также не регистрируются сделки-цепочки. Каждую из них необходимо проводить отдельно.

Кроме того, при регистрации права собственности в электронном виде могут возникать технические сбои, а значит, задержки результатов. По наблюдениям специалистов, такое случается не часто, но все же бывает.

Кстати, в основном ведомства и организации, которые занимаются оформлением прописки, возвратом налоговых вычетов и тому подобным, принимают документы на бумаге с синей печатью. Если же вы провели электронную сделку, а через некоторое время вам понадобился документ, подтверждающий право собственности на бумаге, его можно заказать в МФЦ и получить через неделю на руки. Правда, услуга эта не бесплатная. Она обойдется в 750 рублей.

Если говорить о мошенничествах при регистрации права собственности в электронном виде, то пока был зафиксирован только один криминальный случай. В 2019 году злоумышленникам обманным путем удалось получить цифровую подпись владельца московской квартиры и подарить недвижимость третьему лицу, используя электронную сделку.

После этой резонансной истории были приняты дополнительные меры безопасности: требование предоставлять в МФЦ заявление о согласии на заключение электронных сделок. Если такого заявления не будет, то даже заверенные цифровой подписью документы будут возвращены. Кстати, согласие на заключение сделок, заверенных с электронно-цифровой подписью, может быть в любой момент аннулировано.

Однако мошенники способны обойти и эти меры предосторожности и, например, получить цифровую подпись по фальшивому паспорту. Подделка документов, по словам экспертов, не редкость в сфере недвижимости.

Но обезопасить себя от действий мошенников все-таки можно. Так, сделки с привлечением посредников (нотариусов, банков) считаются более надежными. Так как профессионалы проверяют все документы перед сделкой.

Ну и, конечно, нужно соблюдать стандартные правила безопасности: не сообщать посторонним пароль от личного кабинета интернет-банка, при любых подозрительных действиях с личным аккаунтом немедленно обращаться в службу техподдержки

Фото: VSE42.Ru









Комментарии для сайта Cackle