Новостройки (520/355) Квартиры (7488/3666) КГТ (1438/309) Коттеджи/Дома/Дачи (939/746) Участки (91) Гаражи/Погреба (174/120) Коммерческая недвижимость (711/217)
  —  000
  —  м2
В городе Где
Уточнить местоположение

Поиск может осуществляться по адресу ИЛИ по району.

Заводский
Микрорайон
Жилой комплекс
Кировский
Микрорайон
Жилой комплекс
Ленинский
Микрорайон
Жилой комплекс
Рудничный
Микрорайон
Жилой комплекс
Центральный
Жилой комплекс
Сбросить
Можем предложить 11361 объвление

Кто в доме хозяин?

  1777 
2140 дней назад

На сегодняшний день в Кузбассе в найме осталось только 12% жилья. Приватизация и реформа ЖКХ сделала нас всех собственниками. Но понимание того, что в многоквартирном доме все наше – и имущество, и ответственность – до сих пор не ко всем пришло. Отсюда и проблемы с наемными управляющими компаниями, которые порой ведут себя в доме, как хозяева. Как сделать ситуацию в сфере прозрачной и воспитать коммунальную грамотность у населения, корреспондент журнала «Всё про Недвижимость» спросил у экспертов.

Укрупнить и выдать паспорт
По словам председателя комиссии областной общественной палаты по вопросам местного самоуправления и Жилищно-коммунального хозяйства Михаила Сергеева, около 60% управляющих компаний в Кузбассе – непрозрачные. «Юристы оценили работу 127 УК и везде выявили одно нарушение, – говорит он. – По итогам года в течение 1 квартала компании должны предоставить финансово-хозяйственный отчет перед жильцами. Нигде это не делается».
Всего в регионе, по данным нашего эксперта, работает 277 управляющих компаний – это слишком много. Чтобы в сфере ЖКХ наступила прозрачность, представитель общественной палаты предлагает УК объединить. «В Кемерове 43 компании на 5 районов, – комментирует председатель комиссии областной общественной палаты по вопросам местного самоуправления и ЖКХ и Михаил Сергеев. – 2-3 дома с площадями 3 000-5 000 квадратных метров жилья создают управляющую компанию. В новом жилье застройщик иногда создает ее сам. Мы думаем, чтобы укрепить все, надо укрупнять. Чтобы у одной компании было в управлении не менее 300-400 тысяч квадратных метров. Можно объединить несколько УК под эгидой одной добросовестной. Еще один путь – создать альтернативу: муниципальные УК».
Другой способ заставить УК быть прозрачными – введение электронных паспортов, в которых будет содержаться информация о каждом доме – адрес, квадратные метры, площадь земли, список жильцов и т.д. По мнению эксперта, этот нововведение поможет собственникам контролировать работу компании. «Часто нежилые помещения в доме сдают в аренду, – рассказывает Сергеев. – Когда собственники начинают задавать вопрос, какова арендная плата, УК отмалчивается. А когда паспорт будет, вся информация будет размещена на сайте: капитальный ремонт, текущий ремонт, кто поставляет коммунальные услуги и по какой цене».
Центр технической инвентаризации Кемеровской области, или, по-старому, БТИ уже изготовили паспорта на 22 дома – пока на бесплатной основе. Себестоимость каждого паспорта в среднем составляет от 57 тысяч рублей на один 5-этажный дом и до 87 тысяч – на девятиэтажку. На кого лягут расходы по составлению электронных паспортов в дальнейшем, пока не известно.

Коммунальный консалтинг
В феврале прошлого года в Кемерове и Новокузнецке первыми в России открылись Центры жилищного просвещения, призванные разъяснять гражданам права и обязанности в сфере ЖКХ и решать конфликты с управляющими компаниями. Центр просвещения – совместный проект областной администрации, региональной палаты и общественной организации «Инициатива». «Есть органы власти, принимающие законы, которые для людей являются китайской грамотой, – говорит заместитель председателя кузбасского центра «Инициатива» Вера Дзюба. – Есть УК, которые вроде как управляют домом, но они не решают проблемы граждан, и у людей возникают вопросы. Центр должен стать посредником между ними. Разъяснить человеку нормативно-правовую базу и помочь человеку уладить конфликт с УК».
С начала работы в центры двух городов поступило около 2 000 обращений. Одна из самых популярных тем – начисление платы за общедомовые нужды (ОДН). «Первое время было много обращений жалобного характера, – говорит директор АНО «Центр жилищного просвещения Кемеровской области» Любовь Сорокина. – Например, старшие по дому жаловались, что их не допускают к общедомовым приборам учета, чтобы совместно снять показания. Сейчас эта проблема решена: за последние три месяца таких обращений не поступало. УК составляют графики и уведомляют старших по дому».Еще одна загадка для многих собственников – тарифообразование. «Многие интересуются, почему мы оплачиваем выше социальной нормы отопление, – замечает Любовь Сорокина. – Объясняю. Давно уже вышел закон, что тарифы оплачиваются 100%. И только в нашей области действует льгота на соцнорму. Только на соцнорму тариф идет льготный, а на все остальное – полный. Будет ли возможность у области в следующем году компенсировать затраты ресурсоснабжающим организациям, когда дефицит бюджета 15%, сказать сложно».
На сегодняшний день число обращений в Центр жилищного просвещения сократилось. Так, в марте было проведено 436 консультаций. Затем это число планомерно снижалось: в октябре в Центр обратился уже 91 человек. Директор связывает данный факт с сезонностью. Означает ли это, что собственникам стало все понятно? «Люди постепенно начали разбираться, – говорит Любовь Сорокина. – В последнее время вопросы стали познавательного характера. Интересуются, каким документом узаконить такой-то вопрос. Сам факт: если есть заинтересованность, значит, уже обучаемы». Стоит отметить, что на средства областной казны в регионе учат старших по дому. В Новокузнецке азам самоуправления научили 75 человек. Сейчас набирается вторая группа. Администрация г. Кемерово также заявила, что обучит 60 человек. Кроме того, при каждом городском территориальном управлении, по словам Любови Сорокиной, есть школа управдома.

Инициатива снизу
Еще один факт, который отмечают коммунальные консультанты: жалобщики больше не переходят на повышенные тона. «Люди приходили в начале и кричали, – говорит Вера Дзюба. – И это понятно. Очень много в обращениях говорится: «обругали», «нахамили, «послали». Потом они приходят в Центр жилищного просвещения и это выплескивают. Если посмотреть статистику обращений, все граждане уже не один раз сходили в свои УК. Информацию не получили. Многие уже написали в муниципалитеты. Большинство управляющих организаций сегодня работают с обращеними граждан спустя рукава: пришли, прокричались, и все».На просвещение собственников Центр жилищного просвещения через «Инициативу» привлек грантовые средства. Проект «Кто в доме хозяин» получил 1,5 млн из федерального бюджета. Как рассказала Вера Дзюба, с ноября по сентябрь следующего года запланировано как минимум 12 обучающих встреч со старшими по дому и инициативными жильцами. Планируется, что основные мероприятия пройдут при городских центрах. Конкретная информация, где и когда, будет размещена на сайте «Инициативы» – http://init-kc.ru Также на грантовые деньги общественники планируют проводить мониторинг работы коммунальщиков – на основе обращений в Центр. При этом цели призвать нерадивых управленцев к ответу перед законом у организации нет. «Мы – общественная организация: создаем общественное мнение для администрации, для контролирующих органов, в том числе и прокуратуры, – говорит заместитель председателя кузбасского центра «Инициатива» Вера Дзюба. – Если создастся ситуация, где мы бы могли повлиять, мы это сделаем. Допустим, в Новокузнецке есть Центр социально-экономической поддержки населения. Они тоже президентский грант получили в этом году, и тоже по ЖКХ. Вот у них практика судебных разбирательств есть».
«Мы передаем карточки некоторых обращений в жилищную инспекцию, в департамент, в муниципалитет», – говорит директор АНО «Центр жилищного просвещения Кемеровской области» Любовь Сорокина. В то же время около 60% жалоб остаются без ответа из компетентных органов. Чтобы демократия в ЖКХ перестала быть мнимой, инициатива должна исходить снизу. Это не устают повторять эксперты. Жильцам пора осознать, что в доме хозяева – они, а управляющая компания – нанятый работник. И если предоставленные  услуги оказываются ненадлежащим образом, собственники вправе отказаться от них: расторгнуть договор на управление домом можно в одностороннем порядке.
Расстаться с нерадивой УК или научиться брать бразды правления в свои руки – каждый решает сам. О том, как это сделать грамотно, лучше спросить у специалистов. Горячая линия «Центра жилищного просвещения в Кемеровской области» в Кемерове – т. 36-89-80, в Новокузнецке – 53-97-17.

Фото: http://novmos.com

Журналист: Ольга СМИРНОВА